Тема: М. Ю. Лермонтов. Сведения о жизни и творчестве. Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта, вызвать интерес к личности М. Лермонтова, помочь учащимся понять его мироощущение и идеалы, протест против деспотизма, жажду свободы, стремление к подвигу. Донести мысль: погиб поэт - Пушкин, родился поэт - Лермонтов. Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова. Эпиграф А он, мятежный просит бури. Люблю отчизну я, но странною любовью! М.Ю. Лермонтов Ход урока. I. Сообщение цели и задач урока. II. Очень точно о поэзии М. Ю. Лермонтова сказал В.Солоухин:л Неизъяснимая прелесть стихов Лермонтова завораживает. Приходят сразу на ум слова: волшебство, магия слова, тайна, поэзия в чистом виде. Каково же ваше отношение к творчеству Лермонтова. Послушаем ответы на вопросы. Анкета. 1. Как познакомились с поэзией Лермонтова и что цените в ней? 2. Какие стихотворения особенно близки? 3. В чём видите отличие Лермонтовского взгляда на жизнь и его художественной манеры от поэзии Пушкина? 4. В каких известных вам факторах биографии наиболее ярко проявился характер Лермонтова? 5. Какие вопросы возникают при чтении лирики? В чём для вас тайна личности поэта/ 6. Каким я представляю себе поэта? 7. Учитель: поэзия Лермонтова - это удивительный мир, стихи Лермонтова надо просто читать, твердить, заучивать наизусть І и тогда приоткроется волшебный мир творчества. В день дуэли Пушкина с Дантесом Михаил Юрьевич, давно мечтавший о знакомстве с Пушкиным, наконец-то решился отправиться к нему домой. Издали Лермонтов видел Пушкина не раз, но избегал официального знакомства. В домашней обстановке - другое дело Михаил Юрьевич полон радостных переживаний, вызванных предстоящей встречей. По дороге заглянул к друзьям. Его тепло приняли, но задерживаться, там не стал.