https://kinofest.org/film-screening/me-life-breaking-free
https://kinofest.org/film-screening/diamonds-for-my-ants Кино без барьеров
Ссылки на видеоролики по инклюзии
http://www.advertology.ru/article121590.htm
Презентации:
Приказ Неделя инклюзивного образования
Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Нормативно-правовые документы.
Бланк заявления на инклюзивное обучение по адаптированным программам
Бланк заявления на индивидуальное обучение по адаптированным программам
Бланк договора учреждения с родителями
Положение об адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Логопедический пункт
2.Положение об оказании логопедической помощи в МБОУ "Мускатновская школа"
Адаптированные программы для обучающихся МБОУ "Мускатновская школа"
Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Приказ УО №335 от 15.08.2016 года "Об утверждении примерного перечня документации по организации инклюзивного образования в образовательных учреждениях Красногвардейского района
Приказ УО № 292 от 19.08.2015 г. " Об утверждении Положения о классах/группах с инклюзивным обучением в образовательных учреждениях Красногвардейского района
Приказ УО № 57 от 23.01.2015 года "Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в образовательных учреждениях Красногвардейского района, реализующих основные общеобразовательные программы
Приказ УО № 560 от 20.12.2016 г. " Об утверждении Порядка предоставления образовательными учреждениями Красногвардейского района информации об исполнении мероприятий, возложенных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида
8.Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
17.Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»
Ребенок с особыми образовательными потребностями: что делать педагогу?
- Кто такие дети с ООП, дети с ОВЗ и дети-инвалиды?
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2 п. 16: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Понятия «ребенок с особыми образовательными потребностями» используется в современных научных исследованиях и некоторых законодательствах иностранных государств как более современный и точный аналог ребенку с ОВЗ.
Инвалидность не всегда связана с ограниченными возможностями здоровья в понимании ФЗ «Об образовании». Инклюзивное образование — это обучение ребенка, имеющего специальные образовательные потребности в связи с особенностями его здоровья, в общеобразовательном учреждении. Не все дети с инвалидностью нуждаются в спецусловиях.
Соответственно, для целей инклюзивного образования в современной России значение имеет термин ребенок или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ребенок с ОВЗ).
- Что является основанием для создания ребенку с ОВЗ специальной образовательной среды?
Основным документом, которым должны руководствоваться образовательные учреждения при работе в рамках инклюзии, является заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Именно этот документ определяет то, какие условия должны быть созданы в школе для того, чтобы обучение ребенка соответствовало федеральным стандартам. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии является обязательным для принятия любыми образовательными учреждениями. Создание необходимых условий труда – обязанность любой школы.
- Кто участвует в создании и организации инклюзивной среды?
Вопреки расхожему среди педагогов мнению, инклюзивное образование не подразумевает под собой просто включение ребенка с ОВЗ в состав класса с нагрузкой педагога огромной дополнительной ответственностью. Это целый комплекс мер, связанный с созданием инклюзивной среды, в котором участвует большое количество специалистов.
Первой группой работников образовательных учреждений, участвующих в создании инклюзивной среды, являются собственно педагогические работники. К ним относятся учителя-предметники, учителя начальных классов и тьюторы. Основной их задачей является организация собственно учебных занятий, разработка материалов и рабочих программ.
Второй группой являются вспомогательные работники. К ним относятся прежде всего ассистенты. Их задачей является физическая помощь ребенку с ОВЗ в преодолении сложностей среды, где он обучается.
Третьей группой – специализированные работники. Это различные учителя и врачи, которые работают со специфическими навыками, необходимыми в образовательном процессе, и особенностями здоровья: психологи, логопеды, дефектологи.
Таким образом, создание в образовательном учреждении инклюзивной среды не предполагает переваливание всей работы на одного конкретного педагога. Необходимо также включение в работу иных специалистов, которые должны совместно участвовать в таком сложном процессе, разделяя обязанности и ответственности между собой.
- Каковы пределы ответственности учителя?
Правовой основой обязанностей учителя в процессе организации инклюзивного образования является профстандарт «Педагог». Он предполагает следующие обязанности преподавателя:
- Разработка адаптированной общеобразовательной программы (совместно с педагогом-психологом)
- Разработка рабочей программы по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ
- Адаптация учебных занятий и внеурочной деятельность под нужды конкретного ребенка
- Подбор специальных адаптированных учебных пособий для занятий
- При необходимости использование специальных технических средств (если таковые имеются в образовательном учреждении)
Таким образом, в зону ответственности учителя входит лишь адаптация своих обычных занятий для целей работы с ребенком с ОВЗ. Это включается в себя не только изменение самих педагогических методик, но и корректировку заданий для детей. Все остальное, чем администрация школ обычно пытается дополнить стандартную нагрузку педагога, не относится к его непосредственным обязанностям.
- Чем должен заниматься тьютор?
Именно тьютор является важнейшим проводником ребенка с ОВЗ в мир инклюзивной школы. Он несет на себе основную нагрузку, связанную с проблемными вопросами адаптации детей в обычных классах. К его непосредственным обязанностям относятся:
- Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
- Адаптация образовательного процесса
- Проектирование открытой образовательной среды
- Разработка и подбор методических средств
- Рефлексия образовательного процесса его участниками
Хорошо видно, что разработка индивидуальных образовательных маршрутов, помощь учителям в подготовке занятий, участие в разработке специализированных методик является залогом успеха инклюзии, особенно при учете того, что нагрузка тьютора может быть не более 6 детей на ставку заработной платы. Он лучше понимает сложности и проблемы тех детей с ОВЗ, за образовательный процесс которых отвечает.
- В чем заключается задача ассистента?
Ассистенты относятся к вспомогательным работникам, вместе с тем также несут на себе большую ответственность за адекватное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. На них в большей степени лежат функции, связанной с физической помощью детям. Среди прочего к их обязанностям относятся:
- Оказание технической помощи ребенку с ОВЗ (одевание, раздевание, пользование столовыми приборами и т.п.)
- Создание комфортных условий
- Обслуживание средств реабилитации
- Обеспечение доступа ученика к объектам инфраструктуры
- Оказание первой помощи, связь с медицинскими работниками и законными представителями в экстренных ситуациях
- При необходимости передача ученику актуальной информации об окружающей действительности в доступной форме
Как видно из перечня обязанностей ассистента, не на учителе лежит обязанность физически обеспечивать комфортное пребывание ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении. Он лишь должен контролировать и вести сам образовательный процесс. В свою очередь ассистент поможет ребенку преодолеть физические сложности, связанные с обучением в обычной школе.
- Какова роль дефектологов?
При организации инклюзивной среды не нужно забывать и о профессиональной специализированной работе с детьми. Ее ведут специалисты различных профилей: психологи, логопеды и дефектологи. К числе последних относятся, например, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренологи и т.д. К их обязанностям относится:
- Своевременное выявление детей с нарушениями
- Разработка рекомендаций к коррекционному сопровождению
- Определение типа образовательной программы и варианта оказания коррекционной помощи
- Планирование уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий
- Организация образовательной среды для лиц с нарушениями
- Организация контроля освоения образовательных программ
Деятельность этих специалистов способствует адаптации детей в обществе, развивает их социальные навыки, которые могут обладать определенной спецификой в силу особенностей здоровья. Без этих специалистов прогрессивный эффект инклюзивного образования будет гораздо менее заметен, а количество дополнительных усилий, которые затрачиваются различными работниками на сопровождение образовательного процесса ребенка, останется на прежнем уровне в течение всех лет обучения.
- Какие изменения условий труда следуют за введением инклюзивного образования?
Инклюзивное образование предполагает ряд изменений, связанных с условиями труда тех работников, которые участвуют в создании среды для детей с ОВЗ. К ним относится сокращенная продолжительность рабочего времени: 36 часов – педагог-психолог, тьютор; 20 часов – учитель-дефектолог, учитель-логопед; 25 часов – воспитатели, осуществляющие уход за детьми с ОВЗ; 18 часов – логопеды медицинских организаций и организаций социального обслуживания.
Организация инклюзивного образования требует изменений в составе учебных групп. В дошкольном образовании численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. Учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) определяется на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Учитель-логопед – на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Педагог-психолог – на каждые 20 учащихся с ОВЗ. Тьютор, ассистент (помощник) – на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ.
Не секрет, что инклюзивное образование требует значительных дополнительных затрат, особенно в момент своего создания. Это связано и с прохождением работниками переподготовки и повышения квалификации, закупкой дополнительного специального оборудования, созданием комфортной среды. В связи с этим в п. 1.8 Методических рекомендаций по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ установлено, что при определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать предоставление образования детям с ОВЗ.
Разумеется, и заработная плата самого работника, который работает с ребенком с ОВЗ, должна быть выше, чем у его коллеги, который работает с обычным классом. Учитывая современную систему оплаты труда педагогического коллектива, данный вопросы относятся к ведению самой образовательной организации, а не вышестоящих органов государственной власти. Через коллективные переговоры с работодателем, педагоги могут воздействовать на внесение изменений в коллективный договор или положение об оплате труда, положение о стимулирующих. Учитывая тот факт, что на детей с ОВЗ в большинстве регионов выделяется повышенный подушевой коэффициент, для работодателя не должен стоять финансовый вопрос, и он, скорее всего, согласится на увеличение стоимости оплаты часа, либо на выделение дополнительных стимулирующих педагогам, задействованным в организации инклюзивной среды.
- Каков алгоритм действий учителя, в класс к которому попал ребенок с ОВЗ?
Шаг 1. Если Вам в класс привели ребенка с ОВЗ, то Вы, как педагог, можете требовать соблюдения Ваших трудовых прав и создания подходящих условий труда.
Шаг 2. Потребуйте от администрации образовательного учреждения, где Вы работаете, заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с которым у ребенка признали ОВЗ. Внимательно ознакомьтесь с его особенностями здоровья и теми условиями обучения, которые требуются.
Шаг 3. Выясните, соблюдаются ли в Вашем классе нормы количества детей в связи с приходом ребенка с ОВЗ. Если детей больше нормы, требуйте либо уменьшения количества детей в классе, либо помещения ребенка в другой класс.
Шаг 4. Выясните, какие специалисты будут работать с ребенком с ОВЗ и в каком объеме. Указан ли в заключении ПМПК тьютор или ассистент, и будет ли он предоставлен ребенку. Если один их этих специалистов требуется, но не предоставлен, добивайтесь от администрации образовательного учреждения предоставления ребенку такого работника.
Шаг 5. Выясните, содержатся ли в Вашем коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о стимулирующих материальные вознаграждения за работу с детьми с ОВЗ. Если нет, то вместе с другими педагогами, участвующими в организации инклюзивного пространства, требуйте коллективных переговоров и изменения коллективного договора и иных локальных нормативных актов.
Шаг 6. Вместе с другими специалистами, тьютором, дефектологами, продумайте методику обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе. На основании этих методических рекомендаций, адаптируйте вашу рабочую программу и практические задания.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Предлагаем вам буклеты для родителей, которые помогут вам лучше понять вашего ребёнка, создать благоприятную обстановку в семье, избежать стрессовых ситуаций.
В данных буклетах представлены практические советы для родителей, воспитывающих детей и подростков с ОВЗ. Здесь вы найдёте коррекционно - педагогические, воспитательные материалы, по разным направлениям развития ребёнка.
Наши советы и рекомендации помогут избежать вам конфликтных ситуаций в процессе воспитания вашего ребёнка.
Если вы будете верить в ребёнка, уделять ему больше времени, прилагать все усилия для его успешного развития, то вы обязательно добьётесь положительных результатов!
Игромания у детей: признаки и способы борьбы
Как справляться с детской тревожностью
профилактика жестокого поведения
Если Ваш ребенок требует повышенного внимания
Чем порадовать особенного ребенка?
Развитие речи у аутичных детей
Развивает память, внимание, усидчивость ребёнка
Памятка для родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями
Буклет для родителей «Особые дети – особое общение»
Буклет "Памятка для родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями
Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов
Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей
Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернете
Какой отпечаток в жизни ребенка вы хотите оставить?
Если вы обнаружили подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством.
Защитим наших детей от беды (памятка для родителей)
Примерные АООП
<
</