По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за последние 5 лет 69% россиян хотя бы раз участвовали в благотворительности. Чаще всего россияне жертвовали вещи, игрушки (30%) в детские дома или дома престарелых, вносили средства на счет людям, нуждающимся в лечении (26%), подавали милостыню (24%), переводили деньги на счет благотворительных организаций и фондов (20%). Каждый пятый из тех, кто занимается благотворительностью, делает это на постоянной основе (19%) и этот показатель почти не изменился за последние 10 лет (20% в 2009 году). Большинство респондентов принимали участие в благотворительной деятельности несколько раз за указанный период (59%).
Вместе с тем в 2020 году, по данным СМИ, в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 объем пожертвований в благотворительные организации в среднем сократился на 20-30%. При таких обстоятельствах основным каналом распространения информации является сеть Интернет. Видеоролики, фотографии, тексты с призывами о помощи, в том числе финансовой, размещаются в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники), на видеохостингах (YouTube), на сайтах благотворительных организаций, посредством баннерной рекламы на различных ресурсах.
В сфере благотворительности злоумышленники ведут незаконные сборы в социальных сетях, создавая интернет-баннеры, аккаунты и группы, в которых размещаются сведения о реальных людях (чаще всего до 18 лет), их персональные данные, в том числе фотографии, а также видеоролики, поддельные документы. Мошеннические группы в соцсетях появляются каждый месяц, при этом сборы одного такого аккаунта могут достигать от 1 до 3 миллионов рублей в день.
В ряде случаев мошенники, размещая сообщения (видеоролики), содержащие призывы к сбору благотворительных пожертвований, незаконно используют наименования, символику действующих благотворительных организаций. Злоумышленники создают сайт-дублер, который практически полностью копирует сайт действующей благотворительной организации, размещая собственные банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
В Комиссии ОП РФ существует координационный совет по социальной рекламе, выстроивший определенный механизм противодействия мошенничеству в сфере благотворительности, разработанный совместно с крупнейшими теле- и радиовещательными компаниями России. Механизм представляет собой меморандум о взаимодействии с целью прекращения рисков недобросовестных сборов с помощью социальной рекламы.
Помните, что мошенники хотят нажиться на доброте. Чтобы ваши средства действительно послужили добру, а не пополнили карман злоумышленников, стоит потратить немного времени на проверку истории в объявлении. Возможно, самый простой способ понять, надежна ли благотворительная организация — посмотреть, есть ли она на благотворительных онлайн-платформах, которые аккумулируют у себя проверенные фонды независимо от их размера и длительности существования. На сайтах «Добро Mail.ru», «Нужна помощь» и «Все вместе» можно найти сотни фондов, которые тщательно проверены специалистами.
Правовое регулирование благотворительной деятельности, возможные формы её поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями Федерального Закона от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 135-ФЗ государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном в статье 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии с положениями части 2 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ контроль за соответствием деятельности благотворительной организации целям, ради которых она создана, осуществляется органом, принявшим решение о государственной регистрации благотворительной организации (Минюст России).
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ СМИ к своим ежегодным отчетам. При этом согласно части 7 той же статьи сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев (волонтеров) не могут составлять коммерческую тайну.
Остерегайтесь мошенников! Чтобы отличить благотворительность от мошенничества проверьте, зарегистрирован ли выбранный фонд на сайте Минюста РФ.
Благотворительность должна быть открытой!
В целях повышения прозрачности благотворительной деятельности, снижения фактов мошенничества в данной сфере и повышения доверия граждан к благотворительным организациям в Федеральный закон № 135-ФЗ введена статья 16.1, положениями которой регулируется сбор благотворительных пожертвований с использованием специальных ящиков.
В соответствии с положениями частей 1 и 10 статьи 16.1 Федерального закона № 135-ФЗ наличные денежные средства, собранные с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, подлежат зачислению в течение трех рабочих дней со дня извлечения таких денежных средств из ящика для сбора благотворительных пожертвований на банковский счет некоммерческой организации (далее – НКО), учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. При этом в соответствии с положениями части 5 той же статьи НКО, использующая ящик для сбора пожертвований, должна публиковать отчет об использовании собранных благотворительных пожертвований (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») в порядке и в сроки, предусмотренные приказом Минюста России от 31 августа 2020 года № 190 (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2020 года, регистрационный № 59685).
Требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки и использования, а также Правила извлечения имущества, собранного о помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1584.
В то же время необходимо отметить, что изменения в Кодексе об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение правил использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований, ещё не приняты. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Социальные сети – ловушка для добрых поступков?
Одна из проблем в сфере благотворительной деятельности, требующей незамедлительного решения – это обеспечение возможности оперативной блокировки сайтов и аккаунтов в социальных сетях, распространяющих недостоверную информацию о благотворительности и лицах, осуществляющих незаконные сборы денежных средств под видом благотворительной помощи. Ряд социальных сетей, например «ВКонтакте», по жалобам пользователей запрашивает у владельцев групп и аккаунтов, подтверждающие документы. При этом блокировка таких сообществ осуществляется в течение суток в случае непредоставления запрашиваемой информации. В настоящее время в Российской Федерации установлены отдельные нормы, направленные на противодействие распространению недостоверной информации в сети Интернет.
Так, например, в статье 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об Информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) установлен порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, В частности, согласно частям 1 и 1.1 указанной статьи Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по обращению Генерального прокурора Российской федерации или его заместителей незамедлительно уведомляет редакцию информационного ресурса, зарегистрированного в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевого издания о необходимости удаление общественно значимой информации, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.
30 декабря 2020 года был подписан Федеральный закон № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым 149-ФЗ дополнен статьей 10.6, регулирующей особенности распространения информации в социальных сетях.
Учитывая изложенное, участники общественных слушаний в Общественной Палате Российской Федерации на тему «Интернет-мошенничество в сфере благотворительности: способы борьбы и проблемы привлечения к ответственности» считают целесообразным разработку проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего:
а) запрет на распространение недостоверной, заведомо ложной социальной рекламы и иной информации об организации сбора благотворительных пожертвований, а также сведений о лице, организующем сбор таких пожертвований, и реквизитов счетов в кредитных организациях и банковских карт для перечисления пожертвований в денежной форме;
б) установление обязанности владельцев социальной сети:
– проводить проверку сведений и документов, подтверждающих достоверность публикуемой социальной рекламы и иной информации о сборах благотворительных пожертвований, а также сведений о лице, организующем сбор таких пожертвований;
– ограничивать доступ к указанной социальной рекламе и иной информации в случае неподтверждения их достоверности или непредоставления запрашиваемой информации, в том числе посредством блокировки соответствующих сайтов и аккаунтов;
в) установление права уполномоченного федерального органа исполнительной власти направлять владельцам социальных сетей уведомления о необходимости удаления непроверенной, недостоверной, заведомо ложной социальной рекламы и иной информации о сборах благотворительных пожертвований, а также о лицах, организующих сбор таких пожертвований;
г) установление в качестве основания для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, распространение посредством сети «Интернет» недостоверной, заведомо ложной социальной рекламы и иной информации об организации сбора благотворительных пожертвований, а также сведений о лице, организующем сбор таких пожертвований. |